Плодовый сад в русском декоративном садоводстве

Автор: Садакова Т.

История использования растений человеком уходит корнями в глубокое прошлое. Первым опытом применения растений для обеспечения собственных нужд было собирательство, а затем, с развитием и социализацией общества зарождалось и развивалось растениеводство, как вид сельскохозяйственной деятельности. В садоводстве древних цивилизаций широко применялись растения, которые несли не только декоративную функцию, но также использовались в практических целях. Географические и природно-климатические условия государств, откуда родом большинство плодовых растений, позволяли не только практически круглогодично использовать для хозяйственных нужд дикорастущие виды, но и способствовали интенсивному развитию садоводства и плодоводства, в частности. Считается, что история возделывания плодовых растений в мире насчитывает несколько тысячелетий.

В Восточной Европе природно-климатические условия не столь благоприятны, и низкие зимние температуры являются лимитирующим фактором для садоводства, а также определяющим состав местной флоры. В условиях первоначального формирования экономических отношений и культурно-духовных традиций общества, его деятельность направлена, в первую очередь, на жизнеобеспечение народности, причем понятия эстетики и художественных свойств объектов трудовой деятельности являются вторичными. Поэтому первый опыт культивирования растений был связан с решением хозяйственных задач. Возделывались полезные виды растений местной флоры, перенесенные в культуру из дикой природы.

Жатва. Сцена из «Деяний пророка Елисея». Фрагмент фрески церкви Ильи-пророка.

Жатва. Сцена из «Деяний пророка Елисея». Фрагмент фрески церкви Ильи-пророка.

С духовно-религиозным и культурным развитием общества формировалась традиция использования окружающих природных объектов – рощ, берегов водоемов, полян в культурно-эстетических целях: проведение праздничных гуляний, отправление религиозных культов. Таким образом, в древности имело место четкое разделение хозяйственного, функционального земледелия и культурно-эстетического использования ландшафтных объектов.

П.А. Суходольский, Троицын день.

П.А. Суходольский, Троицын день.

С принятием Киевской Русью христианства и началом строительства православных храмов и монастырей, развивается монастырское садоводство. Идея такого сада – в христианской символике, он являет собой образ рая на земле – защищенный, закрытый монастырской стеной «идеальный» мир [1]. Этот период считается одним из самых важных в истории русской ландшафтной архитектуры. При строительстве монастырских садов использовалось множество видов древесных и травянистых растений, прежде не свойственных местным условиям. Так как возводимые на Руси монастырские сады строились во многом по образу и подобию садов Византии, то и ассортимент растений формировался из видов, характерных для византийских образцов монастырского сада. Однако не все культуры удавалось выращивать в климатических условиях средней полосы. Некоторые виды древесных и цветочных травянистых растений, символичные для садоводства Византийской империи, в русских монастырских садах заменяли видами, более устойчивыми к местным природным условиям.

Завезенные растения культивировались на территории монастырей византийскими монахами, которые передали впоследствии агрономический опыт своим приемникам. Именно в монастырских садах появляются все те виды плодовых и декоративных древесных растений, а так же цветочных многолетников, овощных культур, которые со временем прочно вошли в русский быт, и уже ничто не напоминает об их иноземном происхождении. Так как монастырский сад имеет христианскую культурно-религиозную основу, многие из его составляющих несут в себе элементы церковного символизма. Примерами использования христианских символов являются: крестообразная планировка сада и подбор ассортимента растений, который должен был символизировать «рай на земле» и состоял из плодовых, красивоцветущих, ароматических растений. Среди плодовых такие виды, как: яблоня, груша, вишня, слива, ягодные кустарники [3]. Наличие яблони в саду при монастыре является обязательным – она символизирует собой райское древо Познания.

В монастырском саду впервые с начала истории русского землепользования наблюдается смешение понятий функциональности и декоративности – плодовые растения, выполняя утилитарную функцию, являются при этом важным декоративным элементом сада. Монастырские сады популяризировали садовое искусство, которое со временем шагнуло далеко за пределы монастырских стен. Плодовые сады перестают нести только сакральный смысл, коим они наделялись в монастырях, являясь теперь самостоятельным декоративным элементом при озеленении городских улиц, а также частных садов. Стали появляться царские сады, боярские, в которых настоятельно рекомендовалось возделывать плодовые деревья [3]. Так, плодовый сад стал непременным атрибутом славянского садового творчества.

А.М. Васнецов, Сад князя Жемчужного (эскиз декорации к опере Чайковского «Опричник»).

А.М. Васнецов, Сад князя Жемчужного
(эскиз декорации к опере Чайковского «Опричник»).

Со второй половиной XVII в. связывают расцвет царского садоводства. В годы правления царя Алексея Михайловича значительно увеличились масштабы опытов по интродукции растений и их использованию [2]. Создается Просяной сад в усадьбе Измайлово, который поражают разнообразием ассортимента применяемых растений. Этот сад имеет также утилитарную функцию, так как среди прочих видов растений были использованы сельскохозяйственные культуры. Также были устроены такие сады, как: Виноградный сад, Земляничник, Малиновый сад.

С нововведениями Петра I начался новый виток в развитии русского паркостроения. Началось активное усвоение западного опыта, что способствовало развитию «садовой науки». К утилитарной и увеселительной функциям садов прибавились новые – научная и культурно-просветительская. Ранее доступ к новинкам селекции и образцам новых интродуцентов имели доступ лишь знатные слои населения, тогда как Петр открыл царские сады для горожан, которые получили возможность «постигать новые, полезные знания» [2].

Торжественные «европеизированные» садово-парковые комплексы создавались в течение долгого времени после правления Петра.

Большое внимание растениеводству и плодоводству, в частности, уделял в своих трудах русский ученый А. Т. Болотов. В архивных источниках, касающихся строительства Богородицкого дворцово-паркового комплекса усадьбы Бобринских, находим замечания Болотова о том, что следует разделять посадки плодовых деревьев, с которых предполагается собирать урожай и тех, что будут использованы в качестве декоративных экземпляров. От назначения посадок должно зависеть их местоположение и способ размещения.

А.Т. Болотов, акварели с видами Богородицкого парка.

А.Т. Болотов, акварели с видами Богородицкого парка.

На примере усадеб средней полосы России – Московских и Подмосковных, Калужских, Тульских и многих других, – видно, насколько важным являлся такой элемент садово-парковой архитектуры, как плодовый сад. В качестве детали планировки садово-паркового комплекса он занимал одно из важнейших мест. С развитием агрономической науки неуклонно рос ассортимент используемых плодовых растений. Наряду с привычными яблонями, грушами, вишнями и ягодными кустарниками, в оранжереях выращивались деревья южных широт. Характерно, что важное хозяйственное значение плодового сада не сдало своих позиций и в этот период развития русского садоустройства. Например, исследователь И. Ю. Соснер в своем труде, посвященном имению князей Львовых в Тульской губернии, приводит документы, подтверждающие существенную экономическую составляющую плодового сада в доходности усадебного комплекса [4].

И.И. Соколов, Сбор вишни в помещичьем саду на Украине.

И.И. Соколов, Сбор вишни в помещичьем саду на Украине.

Традиция использования плодовых деревьев и кустарников необычайно сильна и в настоящее время – редкое частное землевладение обходится без плодового сада. Даже на небольших участках владельцы стремятся высадить несколько плодоносящих деревьев. Среди причин, побуждающих высаживать плодовые древесно-кустарниковые растения, называют такие, как: необычайная декоративность этих культур, возможность практического использования плодов, а также не редки воспоминания о старых «бабушкиных» садах с непременными деревьями яблонь и ягодными кустарниками.

В.Э. Борисов-Мусатов, Майские цветы.

В.Э. Борисов-Мусатов, Майские цветы.

Список литературы:

  1. Вергунов, А.П. Садово-парковое искусство России от истоков до начала XX в. / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. – М.: Белый Город, 2007. – 672 с.
  2. Елина, О.Ю. От царских садов до советских полей: История сельскохозяйственных опытных учреждений XVIII – 20-е годы XX в.: В 2 т. / О.Ю. Елина. – М.: "Эгмонт Россия Лтд.", 2008. – 480 с.
  3. Регель, А.Э. Изящное садоводство и художественные сады / А.Э. Регель. – М.: ЗАО «Фитон+», 2007. – 312 с.
  4. Соснер, И.Ю. Тульское Тульское имение князей Львовых / И.Ю. Соснер // Сборник общества изучения русской усадьбы. – № 10 (26). – М.: «Жираф», 2004. – 417-432 с.

 

Использованы иллюстрации с сайта http://www.bibliotekar.ru/index.htm

вернуться
+7 985 162-30-95 
Контакты