Значение природных условий в формировании культурных традиций славян

Автор: Садакова Т.

Период I-II вв. нашей эры в истории формирования славянского этноса носит название архаического, или праславянского. С начавшимся в IV в. Великим переселением народов, как этот процесс назван в истории, славянские племена стали расселяться по территории Центральной и Восточной Европы [1].  Расселение происходило в нескольких направлениях. Племена, продвигавшиеся на север и восток, занимали обширную территорию Восточно-Европейской равнины, на юге – Балканский полуостров, на западе – бассейны Одра и среднего Дуная. Направления расселения славян определили и дальнейшее их разделение на восточную, южную и западную ветви. Многочисленные союзы славян Восточной Европы, расселяясь по лесным и лесостепным просторам, образовывали самостоятельные поселения. Названия славянских племенных союзов образовывались чаще всего от ландшафтных условий их местообитания: поляне (степная и лесостепная полосы), древляне (территории широколиственных и смешанных лесов).

А.М. Васнецов, Северный край.

Общей чертой всех славянских объединений являлась сильная взаимосвязь традиций и верований с природными и ландшафтными условиями их местообитания [8]. Бережное и трепетное отношение славян к окружающей природе объяснялось не только сложившейся системой жизнеобеспечения, которая строилась на использовании природных богатств, но и беззащитностью человека перед силами природы, его зависимостью от экологических, климатических и погодных условий. Привычный быт и хозяйство,  а также жизнь человека всецело зависели от благосклонности Матери-природы. Она воспринималась славянами чувствующей и меняющейся, как живое существо, способное к сочувствию и оказанию помощи, но и наделялась непостижимыми способностями, принося возмездие за неподобающее к себе отношение [2]. Внимательно наблюдая за всеми явлениями, происходящими в природе, за сменой времен года, дня и ночи, подмечали и запоминали признаки приближающихся изменений. Складываемые на основе этих наблюдений приметы  касались как сельского хозяйства и промыслов, так  и ведения быта и культурных традиций славян.    

М.В. Нестеров, Девушки на берегу.

В народных верованиях черты одушевленного существа и божественные качества приписывались не только природе в целом, но и каждому из ее элементов: воздушной, водной стихии, земле, животным и деревьям [10]. Вместе с приметами и верой в одушевленность предметов окружающей среды родились и обряды, являющиеся своеобразным способом защиты от негативного влияния таинственных сил природы.

Деревьям в славянской мифологической культуре придавалось очень большое значение. Известно о существовании священных рощ, которые служили для отправления многочисленных обрядов – «моленья в рощеньи» и местом проведения народных празднований. В священных рощах запрещалась рубка деревьев, сбор хвороста. Считалось, что нарушение этого запрета влекло за собой неизбежное наказание. Иногда особо почитаемыми становились определенные деревья, и тогда возле них совершались обряды исцеления, венчания, а также имеются сведения об обычае ритуального кормления священных деревьев, хотя данные об этом ритуале относятся уже к христианской эпохе  [11].

Условия лесной полосы, как местообитания восточных славян, порождали приметы, верования и обычаи, связанные с образами древесных и кустарниковых растений, наиболее часто встречающихся в данной местности. Это такие породы, как: береза, дуб, ясень, ель, сосна, лещина – характерные представители лесов умеренной зоны.   

Лес – элемент ландшафта. В.М. Васильев определил это понятие как «совокупность древесных растений, которые в своем росте оказывают взаимное влияние друг на друга и на окружающую среду». На формирование и развитие лесных древостоев оказывают влияние такие факторы, как климат и почва. К климатическим факторам, в свою очередь относятся свет, состав воздуха,  температура, ветер, влага [13]. Как от климатических, так и от почвенных условий во многом зависит тип и состав древостоев, однако и лес оказывает немалое влияние на климатический режим данной местности и почвенный состав.

Современная наука изучает взаимное влияние этих факторов и лесных насаждений, а также экологические и ботанические характеристики и свойства каждого из представителей лесных биоценозов.

Наблюдение за природой у славян – своего рода древняя наука, и результаты этих наблюдений играли большую роль в формировании культурных традиций.

Чаще всего почитаемыми становились старые деревья, с мощными стволами, кряжистыми ветвями, всевозможными наростами и дуплами. Первоначально любое такое дерево называли дубом, и лишь позже под этим названием стали подразумевать определенный ботанический вид.

И.И. Шишкин, Дубы.

По современным научным данным, дуб – широко распространенный в европейской части листопадный вид, основная лесообразующая порода. Известно множество видов этого дерева, наиболее часто встречающийся в нашей полосе – дуб черешчатый. Это – очень крупное долговечное дерево (его возраст может составлять 500, а иногда и 1500 лет), достигающее высоты 40-50 м, и толщины ствола до 4 мв диаметре. Крона имеет плотную широкопирамидальную, раскидистую  форму.  У дуба, растущего на открытом пространстве, рост боковых ветвей начинается очень низко, из-за чего ствол кажется коротким и более мощным. Ветви крепкие, массивные, многократно изогнутые [7]. 

Дуб – персонаж многих русских сказок и былин. Например, именно на дубе находился сундук со смертью Змея-Горыныча. Миф о мировом дереве – огромном древе, обнимающем собою мир, был сложен славянами также о дубе. Знаменитое Лукоморье, у которого «дуб зеленый», по некоторым сведениям, не что иное, как зеленое поле на берегу моря, большого озера («луг у моря»), на котором и растет мировое дерево - дуб. Под дубами вершили суд, исполняли жертвоприношения [2]. Дубы считали также деревьям-целителями, дающими силу. Те качества дуба, о которых мы знаем сейчас из научных источников – его долговечность, прочность, были замечены славянами посредством многолетних наблюдений за ним, отсюда подобное использование его образа в обрядности и мифологии.

М.К. Клодт, Дубовая роща.

Береза – самое любимое русским народом дерево. Это – часто встречающаяся в лесной и лесостепной зоне порода. Образует чистые березняки, а также входит в состав смешанных лесов. В  настоящее время род насчитывает около 60 видов [4].  Березу повислую (бородавчатую) издревле считают символом Руси. Это стройное, с ажурной кроной дерево до20 м высотой, с белой гладкой корой, на старых экземплярах в нижней части – трещиноватая. Ветви березы обычно повислые, иногда очень длинные. Береза быстро заполняет пустующие земли, а так как срок ее жизни относительно невелик – 100-150 лет, то более долговечные хвойные породы (ель, сосна) поселяясь под ее пологом, после отмирания березы занимают господствующее положение.  

В сравнении с другими древесными породами, весной береза распускается одной из первых,  что повлияло на формирование славянских веровании об этом дереве таким образом, что ее стали считать сосредоточением жизненных сил природы. Кроме того, культ славянской богини Берегини, «породившей все сущее», также связывают с березой  [3].  

И.И. Левитан, Березовая роща.

Ель – широко распространенная порода в русских лесах. По данным современной ботаники ель насчитывает 36 видов [7]. Ель обыкновенная – важная лесообразующая порода. Это вечнозеленое стройное дерево с конусовидной кроной, до40 м высотой, диаметр ствола –  более 1м.  Продолжительность жизни ели обыкновенной – около 300 лет. Ель образует обширные леса, которые бывают чистыми, или смешанными с другими древесными породами (береза, сосна), а также кустарниками.

В ельниках часто бывает недостаточное освещение, слабо выражен напочвенный покров, отсюда поверье славян об этом дереве, как о «нечистом», говорилось о его связи с темными силами, а так же о его возможности помочь отогнать злых духов [9].

И.И. Шишкин, Лесная глушь.

Лещина (орешник) – листопадный кустарник высотой 2-5 м, реже – дерево до7 м,  с простыми округлыми или овальными крупными листьями. Встречается в лесах, на опушках и склонах. Быстро разрастается, дает обильную поросль.

Лещина была на Руси священным растением. Например, под орешником прятались в грозу, считая, что в этот кустарник не может попасть молния; из него изготавливались поделки, которые являлись оберегами [3].

Практически все породы деревьев имели то или иное значение в мифологии славян. Некоторые аспекты их использования в языческих ритуалах схожи с более поздним применением их в христианских обрядах.

Рассматривая значение древесных пород в формировании славянской обрядности, нельзя не упомянуть и о травянистых растениях, хотя сведений о них, и их использовании в славянской культуре, значительно меньше. Часто встречаются упоминания об овощных, огородных растениях, но и эти данные относятся к более позднему времени. Множество сказок сложено в народе о такой огородной культуре, как репа. Это и сказка о репке, выросшей до невероятных размеров, и о мужике, который делил «вершки и корешки» репы с медведем, и некоторые другие. Было сложено множество загадок о луке, одна из них наиболее известна и в наши дни [3].

Неудивительно, что этим элементарным огородным культурам уделялось на Руси такое внимание. Огород являлся важной составляющей жизнеобеспечения славянской семьи, что не могло не отразиться в народных фольклорных произведениях.

Название «гриб» появилось еще в праславянский период [6]. Грибы считались достаточно важным объектом промысла славян. Постепенно стали появляться их видовые названия, а вместе с ними и фольклорный персонаж «Боровик», дух лесной чащи. Такие всем известные названия грибов, как подосиновик, подберезовик родились не случайно. Давая им подобные названия, славяне связывали определенные виды грибов с местом их произрастания. То, что для нас теперь очевидно, в древности явилось результатом долгих наблюдений за природой и взаимосвязями, в ней существующими.

Н.Н. Ге, Дорога в лесу.

Интересны также происхождения славянских названий других растений. Смородина – от «смородъ» (современное «смрад») – по характерному резкому запаху, который издают части этого растения.  Осока – от древнеславянского «осечи» - обрезать. Папоротник – славянские «порть», «пороть» (современное «парить»), что говорит о схожести листа папоротника с крылом большой птицы [6].

И.И. Шишкин, Папоротники в лесу.

Важным элементом культурного наследия славян являются данные о славянском календаре и праздниках, родившихся также из наблюдений за окружающей средой. Изначально год у древних славян делился на две части – зимнюю и летнюю. Позже стали появляться названия месяцев, образовывающиеся, в основном, из названий сельскохозяйственных работ, необходимых в это время года [12]. Началом года являлся март – время пробуждения, возрождения природы от зимнего сна. Не только месяцы, но и отдельные дни носили у славян свои названия, образованные от происходящих в этот период природных явлений, и также из названий сельскохозяйственных работ: 4-е марта – Герасим-грачевник (прилет грачей); 26 апреля – Степан-ранопашец; 4-августа – Евдокия-малинуха (сбор малины) и др. [2].

Г.Г. Мясоедов, Страдная пора.

Итак, рассмотрев, некоторые особенности славянской культуры, становится очевидной тесная взаимосвязь между экологическими условиями  местообитания славянских народов, их способами хозяйствования с верованиями и культурными традициями. Зарождение фольклорных и мифических персонажей  произошло также вследствие почитания, одухотворения и обожествления элементов природного ландшафта, присущего средней полосе.

Богатые культурные традиции древних славян оказали большое влияния на дальнейшее становление культуры нашего народа. А некоторые славянские традиции, образы мифических и  фольклорных персонажей дошли до наших дней практически не изменившись, лишь утратив свое магическое значение.

Список литературы:

  • Алексеев С.В. Славянская Европа V-VI вв. М., 2005.
  • Афанасьев А.Н. Мифология древней Руси. М., 2005.
  • Баландинский Б.Б. Языческие шифры русских мифов. М., 2007. 
  • Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой. М., 2001.
  • Васильев В.М. Лесопарковое хозяйство. М., 1952.
  • Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. М., 1986.
  • Гроздова Н.Б., Некрасов В.И., Глоба-Михайленко Д.А. Деревья, кустарники и лианы (Справочное пособие). М., 1986.
  • Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. М., 2005.
  • Душечкина Е.В. Русская елка: история, мифология, литература. СПб, 2002.
  • Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. Пятое издание, исправленное. М., 2006.
  • Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2003.
  • Садакова Т.А. Историко-культурные предпосылки для создания экспозиции «Русский сад». Сборник докладов Международной конференции «Ландшафтная архитектура в ботанических садах». М., 2007.
  • Тюльпанов Н.М. Лесопарковое хозяйство. Л., 1975.

Использованы иллюстрации с сайта http://www.bibliotekar.ru/index.htm

вернуться
+7 985 162-30-95 
Контакты